Наташа Евлюшина журналист, тексты на заказ (n_evlushina) wrote,
Наташа Евлюшина журналист, тексты на заказ
n_evlushina

Categories:

Женственная готика. Катя Прус-Анискович — об украшениях из гаек, творческих сложностях и успехе

Статья для журнала "Лукошко идей"
автор Наташа Евлюшина
май 2019 г.

Дизайнер Катя Прус-Анискович создает украшения, в которых трудно остаться незамеченной. Возможно, все дело в обычных гайках из строительного магазина — именно они основа практически каждого изделия. А возможно, причина притягательных взглядов в витиеватости украшений, сочетающих в себе и женственную хрупкость, и готическую независимость. Как бы там ни было, но серьги, колье и броши бренда Vedovka заняли свое прочное место как на модных подиумах, так и в шкатулках городских модниц. Значит ли это, что для успеха нужно взять любые непривычные элементы и сотворить из них украшение? Едва ли. Катя считает, что самое главное тут — найти свой уникальный путь. Как ей это удалось, читайте в нашем интервью с ремесленницей.



— Катя, творчество всегда было в вашей жизни или появилось внезапно?

Творческим человеком я была всегда. Мне рассказывали такую историю, что в 9 месяцев мне давали иголку и пуговицы, а я нанизывала эти пуговицы на нитку и делала такие бусы. В школьные годы было плетение из бисера. Причем нас этому не обучали, училась всему сама. Даже помню, как делала бусы из яблочных косточек и из семечек перца. Я росла на Нарочи, это довольно закрытое пространство, конечно, проблемы с материалами. Думаю, это был такой выход из ситуации — из подручных материалов что-то делать. Потому что для меня творчество — это какая-то отдушина. Всегда интересовала тема украшений, наверное, это свойственно всем девушкам. Бабушкина шкатулка, огромные куски янтаря, невероятные чешские клипсы и колье… Ты видишь, и глаза сразу горят. Всегда хотелось к этому каким-то образом прикоснуться, даже бессознательно делая вот эти фенечки, уже тогда творила какую-то красоту. vedovka

— Задумывались о том, чтобы связать с украшениями и будущую профессию?

На тот момент нет. Хотелось как-то стать художником, но тоже в виду того, что Нарочь довольно далеко от Минска и там не было возможностей развиваться в этом ключе, когда надо было принимать решение ехать в Минск в художественную школу-колледж, родители не отпустили. И я их понимаю сейчас прекрасно. Да, хотелось быть художником, но вот дизайнером украшений — нет. До момента, пока я им не стала, никогда об этом не задумывалась. А по образованию я — маркетолог. Работала в рекламном агентстве, потом год в санатории на Нарочи. Иногда начинаю поднывать сама себе, потому что от любой работы устаешь, даже от творческой. Но потом вспоминаю свой год в санатории на должности маркетолога и сразу же активируюсь, начинаю усердно работать над украшениями.

— Как вы из маркетолога переквалифицировались в ремесленника?

У меня закончился контракт, и я вернулась в Минск. Был переходный момент, когда надо было искать новую работу и возвращаться в офис. Но год в санатории выел меня так, что было все равно что делать, главное не возвращаться в офис. Я начала заниматься рукотворчеством, и в тот момент все как-то сложилось. У нас появились первые маркеты, и мне подруга говорит: «Кать, ты могла бы тоже попробовать себя. У тебя очень здорово получается делать какие-то вещи, попробуй себя в маркете». На тот момент я еще подрабатывала разными способами, мне помогали родители, помогал молодой человек, то есть я не сидела без денег, при этом могла позволить себе заниматься творчеством. Когда шла на свой первый маркет, не задумывалась о том, что это будет работа — решила просто попробовать для души. И он стал для меня… провальным. Потому что я сделала все, что только могла: связала муфты (мне казалось, что это круто и никто не делает, на тот момент и правда никто не делал), какие-то ободки, повязки вязаные, браслеты из пуговиц и металлической проволоки, кожаные серьги- кисти — у меня не было никакого творческого почерка, просто поток сознания. И это оказалось неинтересно. По сути, такого было много, а как таковой сложной дизайнерской мысли у меня еще не было. После первого маркета у меня был перерыв, в следующий раз я участвовала практически спустя год и это уже была коллекция — мои гайки. В 2012 году были довольно популярны изделия из обыкновенных гаек — фенечки. Мне очень понравилась эта идея, и я сделала простую фенечку. Но раскладывая гайки, рассматривая их, поняла, что это очень крутой материал для меня, у которого просто неиссякаемый потенциал. Сделала коллекцию, мы ее отсняли, и для меня это был прорыв. Все последующие маркеты шли по нарастающей, все больше интереса проявляли люди, и появились первые заказчики. Меня тогда очень поддержали белорусские порталы, потому что это было что-то новое. Благодаря этому процесс пошел, и хобби превратилось в работу.

— Не было страшно выходить со своими изделиями на публику?

Конечно, страшно. Мне до сих пор страшно. Перед каждой коллекцией волнение. Потому что это всегда риск: ты делаешь что-то новое, что может не зайти аудитории. Я волнуюсь каждый раз, создавая что-то новое, у меня нет 100%-ной уверенности, что я вот такая пришла и сейчас всех «победю». Но это кайф, когда ты рискуешь, в этом и есть удовольствие от такой работы, для меня по крайней мере. Когда ты создаешь что-то новое, идешь на риск, когда потом ты еще получаешь положительную отдачу, видишь, что людям интересно, это просто неописуемая радость и удовольствие, наверное, для всех.

— Какая была реакция, когда гаечные украшения только появились?

Был интерес. Приходили журналисты, фэшн-дивы, задавали вопросы — да, зацепило. Я не помню, какие были продажи, вроде не особо большие, но вообще был очень большой интерес. Мерили, спрашивали, потом появились первые заказы.

— А критика была?

Я не помню. Настолько спокойно отношусь к критике, что просто не помню. Наверное, да. А может и нет. Я просто человек такой, сразу отсекаю все плохое и иду дальше. Просила сама критики на каких-то моментах, но не воспринимаю ее как критику, скорее как совет. Например, первоначально бренд назывался Noname — такая провокация. Но потом я поняла, что название очень неудобное и очень распространенное. Мне надо было придумать свое имя, которое говорило бы обо мне и моих изделиях. И я у многих спрашивала, советовалась, стоит ли мне менять. Конструктивная критика — это ответ на мои вопросы. А какие-то плевки в спину… просто не вижу и не воспринимаю их.

— Для вас было сложно оставить стабильную работу ради творческой?

Для меня это был очень органичный путь. Не скажу, что были какие-то преодоления, не считаю, что это были трудности, просто определенные этапы моего пути. Трудности сейчас возникают, но ты решаешь: либо опустить, руки либо действовать в соответствие с этими трудностями. Это как в любой работе, мне кажется. На определенном этапе это было просто творчество, я просто реализовывалась и мне этого было достаточно, меня не волновали деньги, хватало покушать и гречки. Но чем дальше я расту, тем больше амбиций. Понимаю, что для меня это бизнес. И я могу строить его дальше, масштабировать, превращать в еще более крутое дело, которое будет не только на территории Беларуси, а пойдет еще и за пределы. Сложности дают рост, если они появляются. Ты их перешагиваешь и идешь дальше.

— Ваши украшения часто можно встретить на модных показах и фотосессиях. Чувствуете себя популярных брендом?

Ой нет. Это необходимость, часть моей работы. И все. После первого проваленного маркета я поняла, что хочу делать фэшн, для меня это важно. Мода — это мое и я не могу без этого жить. Когда ты дизайнер украшений, участие в неделях моды, сотрудничество с дизайнерами одежды, участие в фотосессиях — это просто неотъемлемый шаг. Это какая-то сложность, очередная ступень. Но ты делаешь выбор: делать это или нет. Потому что самый первый показ не неделе моды мы оплачивали совместно. Это был показ Леры Аксеновой, она дизайнер одежды, а украшения делала я и Мила Игнатик. Небольшую часть от стоимости в участии недели моды мы с Милой оплачивали. А сейчас меня уже приглашают бесплатно. Но на тот момент это был необходимый шаг для того, чтобы зайти в индустрию, чтобы тебя увидели. Сейчас у меня уже другие приоритеты, но на тот момент это было необходимо.

— Что нужно сделать начинающему мастеру, чтобы стать популярным и востребованным, на ваш взгляд?

Мне кажется, у всех свой путь. Просто чувствовать его и не изменять себе, не копировать других, искать именно свою какую-то тонкую нить, которая потом превратится в знатный канат, за который ты будешь держаться. Индивидуальность важна. Когда ты пытаешься кого-то повторить и забываешь о самом себе, то это очень короткий путь, он может быть актуален очень недолгое время. А когда ты прислушиваешься к себе, то так все и получается.

— Как у вас рождаются идеи для украшений?

Не знаю. Они рождаются — это правильное слово. Наверное, из воздуха, из каких-то окружающих моментов, которые ты видишь, просто в себя впитываешь и потом перевариваешь, пропускаешь через себя, через свое видение и так получаются идеи. Очень люблю работать с дизайнерами одежды в рамках недели моды. Это тоже дает очень сильный толчок, когда ты видишь идеи других людей.

vedovka_y_love_collection (3)

— Расскажите, как проходит работа над коллекцией: делаете ли вы зарисовки или все интуитивно?

Всегда по-разному. Например, сейчас, участвуя в неделе моды с Виталиной Гордиевской, я отрисовывала модели. Потому что это был новый для меня материал, я работала с кожей раньше, но в таком ключе нет. Все свои сложные колье я собираю просто интуитивно. Не рисую макеты, эскизы. Сразу идет работа на столе, исходя из материала, из какой-то импровизации. Коллекции тоже всегда создаются по-разному. Иногда бывает, что я проснулась и прям вижу, что мне надо сделать какой-то набор украшений. Но зачастую все начинается с какого-то одного элемента, который потом обрастает разными деталями, превращается в разные изделия. Это очень сложно объяснить, но очень просто для меня сделать.
Сейчас я в принципе отхожу от темы коллекций, потому что не вижу в этом необходимости. Поняла, что коллекция нужна, когда идет какой-то показ. Но в нашей жизни проще делать одно изделие, потом следующее. Главное — себя не останавливать, не сдерживать рамками. А коллекция — это довольно жесткие рамки. Мне понадобилось много времени для того, чтобы понять что коллекция необязательна. Да, проще сделать съемку, когда есть стилистически объединенные украшения и видение одной картинки, и проще продвигать. Но сейчас я хочу попробовать более сложный путь.

— Есть какая-то особая философия, которую вы вкладываете в свои украшения?

Оказывается есть, хотя раньше думала, что нету. Сейчас понимаю, что эта философия заключается в том, что украшения создают нам повод. То есть необязательно иметь какой-то повод, чтобы надеть украшения. Надевая украшения, мы можем создавать для себя праздник и настроение каждый день. Вот такая у меня философия. Красота, она в нас, и мы ее подчеркиваем украшениями. И для этого праздники не нужны. Все просто.

— За время существования бренда Vedovka как развивался ваш стиль?

Возможно, сейчас мой стиль стал более готичный, более тяжело-вечерний, более осознанный и взрослый по сравнению с тем, с чего я начинала в 2012 году. И эти изменения произошли не только в украшениях, это мои внутренние трансформации. То есть я расту, и мои украшения растут вместе со мной. Начинала с более простых веселых изделий, но чем дальше, тем более сложнее становится работа. Мне это нравится. Я могу сделать, по сути, что угодно, но мне нравятся сложности. Часто спрашивают о каких-то минималистичных изделиях, допустим, сережки из двух камешков, но мне это неинтересно делать. Чем сложнее и витиеватее само изделие, тем для меня лучше. Вот это основное изменение. Но даже, делая какие-то минималистичные изделия, как для показа Виталины Гордиевской, они визуально очень простые, но работа, которая вкладывается в них, довольно сложная и длительная. Делая и простые вещи, мне нравится заморачиваться, нравится доводить это все до четкости. Я — педант и это в моих изделиях: сложность и простота одновременно.

— А выбор материалов менялся?

Да. Дело все в бюджете, и сейчас я трачу гораздо больше на материалы. Когда-то я не могла себе позволить полудрагоценные камни подороже, а сейчас могу — и в этом кайф. Знаю, что мои клиенты тоже могут себе это позволить и для них это удовольствие иметь изделие из качественных крутых материалов. Гайки остались, но изменилось их качество. Изначально я покупала гайки просто в строительном магазине, сейчас тоже покупаю в строительном, но другого уровня, сейчас гайки стальные.

— Свои сложные работы сами сможете повторить?

Смогу, но зачастую этого не делаю, потому что... а зачем? Есть сложные колье, которые неповторимы в виду того, что я люблю странные материалы. Вставила в колье пять камней необычной формы — все, такого больше не будет, потому что нет таких камней. В Минске довольно ограниченное количество качественного материала, бывает так, что я работаю со стеклярусом, купила для колье упаковку, и его просто больше нет и неизвестно когда привезут. Изделия попроще я делаю малыми тиражами и специально так, чтобы была возможность повтора. Но это авторский повтор и стараюсь делать какие-то минимальные изменения, чтобы все равно это было индивидуально.

— А повторы ваших работ другими мастерами были?

Давно работаю, поэтому бывало всякое. Случается, что копируют технику. Могу сказать, что работу со стеклярусом на штифтах я начала первая. Вот серьезно, до этого, что удивительно, этот материал не использовали, использовали просто бисер, а стеклярус был не в почете. Сейчас много изделий со стеклярусом. Не говорю, что я задала тренд. Возможно, я его почувствовала и предвосхитила, начала делать это первая. Серьги, которые у меня есть из стекляруса, тоже видела много у кого. Пытаются повторить, но это все равно немножко иначе, потому что у всех людей разное восприятие цвета, композиции. Все мы индивидуальны, поэтому проще сделать что-то свое с нуля, чем повторять чье-то чужое, я так считаю. По началу болезненно реагировала на эти повторы, конечно, сейчас не так. Но был момент, когда я очень переживала и у меня это прям затормозило работу. Потом поняла, что лучше не заморачиваться. Обязательно надо поговорить с человеком, который повторяет тебя, но при этом работать и шагать семимильными шагами. Чем больше я работаю, тем меньше вероятность, что кто-то успеет меня догнать и повторить. Пока кто-то что-то повторяет, я уже придумала новое и пошла дальше. То есть я выбрала для себя такую позицию, потому что сидеть и плакать над повторами можно бесконечно, впасть в депрессию, потерять себя и радость от жизни. Но чтобы это понять, мне понадобилось время.

Вернуться на главную страницу.
Tags: Интервью, Лукошко идей
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments