?

Log in

No account? Create an account

n_evlushina


Наташа Евлюшина журналист, тексты на заказ


Previous Entry Share Next Entry
Ложечка за маму, ложечка за папу. Диетолог Марта Марудова — о пищевых привычках современных детей
n_evlushina
Статья для журнала "Для всей семьи Любимая"
автор Наташа Евлюшина
март 2019 г.

Статистика Всемирной организации здравоохранения поражает: 18% детей в возрасте от 5 до 19 лет имеет лишний вес. Печально, по Беларусь в этом вопросе занимает верхние строчки рейтинга. Можно ли остановить необъявленную эпидемию и что сделать хотя бы в рамках своей семьи, мы спросили у диетолога, ведущего специалиста «Медицинского центра снижения веса», автора книг и статей по правильному питанию и здоровому образу жизни Марту Марудову.

Картинки по запросу дети и еда

— Марта, по вашим наблюдениям за последние 10-20 лет дети стали полнее?

Однозначно, да, и есть ряд явных факторов. Раньше сладкое выдавалось поштучно, те же конфеты на Новый год — это был целый праздник. Сейчас сладкое в абсолютном доступе. Оно есть на кассах в магазинах, у детей есть карманные деньги, они могут пойти и купить. Раньше после школы мы прыгали в «резиночки», гоняли в футбол. Современный ребенок сидит за компьютером и рубится в какие-то игры. Опять же наблюдаются стрессы. Сейчас очень много требуют от ребенка: в первом классе надо уметь читать на скорость, складывать и вычитать в пределах ста. Я когда шла в школу, читать не умела, меня этому учили в первом классе. Очень стрессовая жизнь у детей, очень много нагрузки дается. Вот эти три фактора и влияют на набор веса: это доступность высококалорийной еды здесь и сейчас, которую ребенок может купить сам, это гиподинамия и подвижность и стрессовость современного мира.

— Назовите топ неправильных пищевых привычек у детей.

№1. Доедать за собой. Как говорят наши бабушки еще с советских времен: «У нас свиней нет, чтобы все доел». Это так называемый синдром чистой тарелки. Кто не доедает, тот теряет свою силу — такие убеждения существуют до сих пор. №2. Обилие и доступность пищевого мусора. Он везде и повсюду. Даже в школьной столовой можно купить и чипсы, и шоколадки. Не говоря уже про детские парки отдыха. №3. Общая обездвиженность. Непонятно, с какого момента жизнь стала настолько опасной, что 7-10 летнего ребенка не каждый родитель выпустит одного на улицу. Либо это под контролем взрослого, либо ребенок сидит дома. В наши годы мы с детского сада гуляли самостоятельно и бегали по улице.

— С какого возраста ребенка нужно задуматься о его правильном питании и пищевых привычках?

Кончено, о правильном питании своего ребенка нужно задуматься еще до его рождения и даже зачатия. То есть когда мама готовится к беременности, она должна понимать, что сейчас на первом месте должны быть не ее «хочу». На первом месте — здоровье будущего ребенка, легкие роды и те пищевые привычки, которые она в него заложит. Мама должна понимать, что и ей самой нужно питаться иначе: поменьше трансжиров (конфеты, печеньки, булки и так далее). Доказано, что трансжиры ухудшают здоровье будущего ребенка: они влияют на мозг, на половую функцию, на умственное развитие.
Когда ребенок уже в утробе, здесь тоже есть ряд нюансов. Например, если ребенок крупный, если в роду имеется сахарный диабет, ожирение. Тогда маме тоже нужно понимать, что питаться следует не просто правильно, а архиправильно. Это зелень, овощи, нежирное мясо, поменьше аллергенов. Ведь ребенок вместе с питательными веществами получает всю ту же еду, которую ест мама.
Если мы говорим о детях школьного и дошкольного возраста, здесь нужно быть начеку. Ребенок получает все вредности в виде конфет, сладостей, булочек, пирожных и так далее, что приводит к кариесу, неправильному развитию мозга, плохому развитию костной ткани, раннему диабету, избыточному весу и ожирению. Что в свою очередь асоциализирует ребенка и психически и физически его практически инвалидизирует.

— Не давать сладости-вредности вообще?

Конечно, они должны быть в минимальном количестве. Если мы обратимся к первоисточнику — Всемирной организации здравоохранения — там сказано, что все простые углеводы (конфеты, печенья и прочее) должны составлять не более 10% от суточного рациона. То есть фактически это одна зефирка, условно говоря. Сахара достаточно и в обычных продуктах питания, а если его получать еще извне, то это будет уже перебор.

— Как тогда объяснить ребенку, почему я даю тебе только одну конфету? Ведь его сверстники ходят с пачками чипсов-конфет и едят сколько хотят.

Это действительно борьба. Беларусь бьет антирекорды по детско-подростковому ожирению. Поэтому ребенку нужно уже с раннего возраста объяснять то, что есть полезное сладкое в виде фруктов, сухофруктов, цукатов, а есть плохое, от которого плохие зубки, от которого будет болеть живот. И обязательно предлагать ребенку в открытом доступе полезное сладкое. Всегда рекомендую, чтобы дома стояли фрукты, сухофрукты, цукаты, чтобы ребенок приучался к правильному сладкому, а не пирожным, булочкам, конфеткам и шоколадкам из магазина. Опять же мне очень нравится идея готовить с детьми на выходных правильные сладости. Потому что это тоже приучает ребенка к пониманию плюс совместно проведенный досуг.

— Что делать и как прививать правильные пищевые привычки детям?

Самое главное — это собственный пример. Если мама под подушкой ест сосиску и топчет пять шоколадок, то, конечно, ребенок все это увидит, даже если ей кажется, что нет. Если папа вечера проводит за пивом с чипсами… При этом ребенку говорят: «Ну-ну, иди катайся на велосипеде и не ешь конфеты». Все это закончится провалом. Поэтому правильнее показывать своим примером.
Обязательно у ребенка должно быть частое и дробное питание. Обязательно перекусы, потому что они активизируют работу мозга, нормализуют пищеварительную систему. Не надо заставлять ребенка доедать за собой, если он уже наелся. Наоборот, это нужно поощрять, потому что ребенок сам знает, сколько ему нужно. Обязательно приучать пить воду. От всех газировок и сладких напитков стоит отказаться, потому что ни к чему хорошему они не приводят. Минимизировать весь пищевой мусор: сосиски, сардельки, колбасы, магазинное сладкое. Приучать к тому, что есть еда, что называется, парадно-выходная, что чипсы можно себе позволить, но крайне редко. И что есть еда на каждый день — простая и полезная, которую можно есть здесь и сейчас без вреда для здоровья.

— Как должен выглядеть рацион ребенка?

Если мы говорим про детей младшего школьного возраста и подростков, они большую часть времени проводят в школе. Значит, в школе должен быть полноценный обед в виде супа, котлеты и салата, например. Обязательно нужно следить, чтобы у ребенка в рюкзаке были перекусы. Полезные жиры в виде орехов для мозговой активности. Витамины группы В, которые находятся в кисломолочке (кефир, ряженка, закваска), для восстановления поврежденных клеток мозга, активизации памяти, когнитивных процессов, мышления. Антиоксиданты в виде овощей, фруктов и ягод. Мама должна позаботиться, чтобы в рюкзаке у ребенка всегда был полезный перекус. И всегда была с собой вода. Ведь именно вода улучшает работу мозга и активирует когнитивные функции. Можно каждые 40 минут делать небольшой глоточек.

— Каким может быть завтрак и ужин у ребенка?

Если у ребенка предстоит длительный учебный день, то завтрак лучше сделать белково-углеводный. Каша, например, чтобы была энергия. И кусочек мяса или котлета к ней. Или это может быть яичница (хороший белок) и к ней огурец-помидор либо зелень. То есть должны поступать полезные углеводы, потому что нужна энергия. И белок, потому что это строительный материал для растущего организма.
С ужином все бывает сложно. Особенно если ребенок целый день ничего не ел. Приходит после школы уставший и набрасывается на все, что есть. Поэтому в течение дня обязательно дробное частое питание для того, чтобы не заработать гастрит. Если днем ребенок питался дробно и правильно, то ужинать нужно, например, рыбой и салатом или мясом с каким-то гарниром. Но ужинать надо обязательно. За два часа до сна хотя бы.

— Как приучить ребенка пить простую воду?

Когда есть выбор: сладкая газировка или вода, — то, к сожалению, выбор идет не в пользу воды. Сладкая газировка не дает утоления жажды, наоборот, хочется еще больше. А потом еще и есть хочется, потому что глюкоза сильно скачет из-за сахара, что вызывает аппетит. Все это приводит к печальным последствиям. Поэтому надо давать воду или, например, морсы, самодельные несладкие компоты, кисели.

— А дети могу переедать, заедая свои эмоции, как это делают взрослые?

Безусловно. Идеальное пищевое поведение у здорового младенца: его сложно заставить переесть больше, если он не хочет. Он будет плеваться, его будет тошнить, он будет отворачиваться, но никогда его не заставить съесть лишнего. С определенного возраста под мультики, под улюлюканье, под обещание чего-то ребенок может съесть уже больше, чем ему положено. Тоже касается и заедания стрессов. Еда является универсальным антидепрессантом. Младенец плачет, и мама сразу дает ему молоко. Уже с младенчества человек приучается успокаиваться едой. Бабушка и дедушка тоже поощряют: «Привет, дорогой любимый внук, вот тебе гостинцы принесли — конфетки». И ребенок таким образом получает абсолютно понятную связку: радость, удовольствие равно еда. Эту связку очень сложно разорвать потом, особенно, когда у ребенка есть проблемы с избыточным весом или уже стоит диагноз ожирение.
Плюс еда — это самый простой и дешевый способ выразить свою любовь. Бабушки и дедушки в полной мере пользуются этой возможностью. Конечно, они хотят выразить свою любовь — это правильно. Но они выражают ее самым легким способом. Правильно взять ребенка и купить билет в цирк, поехать на аттракционах покататься. Но это совершенно другая история, которая требует больше времени, больше денег, больше усилий. Гораздо проще купить конфеты и ты уже выразил свою любовь, почтение и признание своему ребенку.

— Что делать, если в свое время не успели привить ребенку правильные пищевые привычки?

Никогда не поздно начать то, что хочется начать. Редко у кого из нас были правильные пищевые привычки, потому что в 70-80-90-е годы не было в изобилии той еды, и нас кормили как кормили. И сало ели, и колбасу ели, и свинину ели. Но все-таки есть возраст 18+, когда надо брать ответственность на себя, понимать, что привычки были не очень, что я чего-то не успела, что сейчас есть проблема. И для чего прививать правильные пищевые привычки? Например, у ребенка избыточный вес или ожирение, у него кариес, у него рецидивирующие ангины, которые имеют стафилакоковую и стриптококовую природу и активно питаются долгоиграющими сосульками, которые ребенок крутит во рту. Если мама видит, что у ребенка есть проблемы и что нужно вес снижать, то, на мой взгляд, самое правильное — поговорить и вместе, только вместе, как-то перестраивать свой рацион. Когда мама есть сосиску под подушкой — это ни о чем. Потому что подростки очень сильно отзеркаливают. И чаще всего во взрослой жизни мы повторяем сценарий нашей семьи. Поэтому если мы хотим ребенку иной судьбы по весу, то пищевые привычки, безусловно, должны быть иные.

— А как же гены?

Несколько лет назад этот вопрос был открыт. Говорили о том, что кто-то вес набирает, кто-то не набирает. Потом в американских тюрьмах провели очень масштабное исследование, когда большому количеству заключенных давали еду на 10 000 килокалорий — они все вес набрали. А потом всех кормили на 1500 килокалорий, — и они все вес сбросили. Так вот за период эксперимента не было ни одного человека, который бы не ожирел, ожирели все. Но каждый на разное количество килограммов. И похудели абсолютно все, но тоже на разное количество килограммов. Вот это разное количество килограммов — и есть генотип. Отложение жира в живот, отложение жира в нижнюю часть тела, в лицо, в руки — только здесь играет роль генетическая предрасположенность. Но нет людей, которые не худеют, и нет людей, которые при гигантском объеме пищи не жиреют. Только у всех разное количество килограммов. Поэтому не нужно оправдываться не очень хорошими генами. Все в наших силах!

Вернуться на главную страницу.

Recent Posts from This Journal