?

Log in

No account? Create an account

n_evlushina


Наташа Евлюшина журналист, тексты на заказ


Previous Entry Share Next Entry
5% зрения, 100% жизни. Экспериментальный художник Юля Шафран и ее маленькие Вселенные
n_evlushina
Статья для журнала "Для всей семьи Любимая"
автор Наташа Евлюшина
январь 2018 г.

Экспериментальный художник Юля Шафран, как Юрий Гагарин, она первая и она космическая. Немногим больше года назад Юля заменила привычные в мире живописи материалы на эпоксидную смолу и пластик. Такого в Беларуси еще никто не делал. А затем, лишь указав направление, она позволила краскам быть самими собой и плыть по своему течению. Так на свет появилась ее первая Вселенная — будто кто-то оторвал кусочек ночного звездного неба. В истории Юли попсовое выражение про «вкладываю душу» приобретает совершенно иной оттенок. Свои работы художница создает без очков. 5% зрения позволяют лишь различать цвета, все остальное — заслуга души. Юля уверена, что душа видит намного больше, чем наши глаза, и чувствует глубже, чем разум. И это великое искусство — перестать пытаться делать идеально и начать делать так, как получается.



— Юля, как вы нашли себя в технике живой живописи?

Методом проб и ошибок. Я рисовала практически всю жизнь. Пробовала себя в разных техниках: классическая живопись маслом, графика, акварель. Одно время рисовала в технике эбру: краски разводятся в специальной емкости с водой, тоненькой иголочкой делается определенный рисунок, после он перетягивается на бумагу и получается принт. Но меня не удовлетворяло эбру. Я ходила и сама не знала, что же мне нужно. Начала экспериментировать с акрилом. В попытках заставить акрил растекаться так, как мне этого хотелось, испортила дикое количество холстов. Начала шустрить интернет и нашла технику рисования алкогольными чернилами. На американских каналах в YouTube есть видео на эту тему, но блогеры редко объясняют тонкости своего дела: что разводить и как, в каких пропорциях, что именно они используют для лучшего скольжения... Пришлось экспериментировать самостоятельно на абсолютно интуитивном уровне. Оказалось, есть такая техника — рисование жидким акрилом. Опять же методом проб и ошибок я пришла к тому, какая краска и на чем именно растекается лучше. Экспериментирую и по сей день. Например, если необходимо, чтобы была текстура на картине, можно наждачкой в нужных местах пройтись. Ко всему этому я пришла посредством своей головы и поисков в интернете. Но интернет, блогеры, художники — никто не делится своими секретами, никто не хочет облегчить жизнь. Но это было настолько мое, что я не могла остановиться.

— Как вы поняли, что именно это направление ваше?

Когда я начала создавать первую картину в потоковой живописи — я просто прослезилась над своей работой. Потому что это было именно то, чего я хотела, к чему так долго шла. Через какое-то время в интернете увидела, что такие картины покрывают чем-то прозрачным и вязким. Начала разбираться и поняла, что это ювелирная смола. Начались эксперименты со смолой. Это дикий материал, необузданный и сложный, со специфическим запахом и токсичными испарениями. Если неправильно смешать компоненты, состав может вовсе не застыть на рабочей поверхности, либо застыть частично, либо начать гореть в руках, пузыриться, может пойти агрессивная реакция. Без защиты со смолой нельзя работать. Но это потрясающий, пусть и дикий, материал. А потом я решила добавить краски прямо в смолу. Ох, как много было испорчено стаканчиков...

— Глядя на ваши работы, складывается впечатление, что вы творите в технике живой живописи всю свою жизнь. Насколько это сложное направление для освоения?

Именно живой живописью я занимаюсь чуть больше года. Хотя работаю и с графикой, делаю принты и иллюстрации. Но я настолько захвачена происходящим сейчас, что, наверное, не смогу резко перестроиться и изобразить что-то классическое. Вообще живая живопись — довольно сложный вид творчества. Смола требует особо внимательного и бережного отношения. Любая пылинка, волосинка или крошка моментально садится в смолу, и достать ее невозможно. Сложно работать с материалом, который по консистенции похож на подсолнечное масло. Попробуйте, удержите подсолнечное масло на ровной поверхности, например, на кусочке стекла, в течение получаса, стараясь управлять направлением растекания — будете иметь представление о моей работе. Но в этой сложности есть свой особый кайф. Бегаешь вокруг картины запыхавшись, пытаешься как-то контролировать, чтобы потоки шли в нужном направлении. Мокрый весь, спина отваливается, много часов в полусогнутом состоянии. Но результат настолько крут, что ты хоть и уставший, но довольный. И все равно до следующего утра ты до конца не знаешь, что будет на картине.

— Как рождаются картины, их сюжеты?

Совершенно спонтанно, если для себя. Интуитивно, просто само тянется к определенным цветам в определенный момент. Выбрав цвет под базу, потом в процессе работы понимаешь, что надо добавить к нему еще какого-то изюма. Так выстреливает еще один цвет. Если же на заказ, это немного другая категория работ: это большая ответственность, привязка к цветам и оттенкам, внутренним вставкам в картину, которые хотят видеть заказчики, плюс сроки.

— А если интуиция ничего не подсказывает?

И такое тоже бывает. Особенно сильно на мое настроение влияет белорусская погода. Сколько лет здесь живу, никак не могу привыкнуть. Вот эти девять месяцев — мне постоянно хочется спать и ничего не делать. Какое вдохновение, когда за окном вечная серость? Летом совсем другое дело. Поэтому в такие моменты нужна перезагрузка, нужно ощущение движения, чтобы в мозгу что-то перещелкнуло — и ты бежишь домой рисовать, или встаешь с кровати и сразу в мастерскую что-то замешивать и срочно делать. Я знаю, что нужно для меня — движение: спорт, пешая прогулка… Еще очень хорошо помогает просто потупить где-нибудь в кофейне. Банально, но почему-то помогает. Сидя в кофейне и поглощая вкусный десерт, активируешь сладким свой мозг, и в окошко наблюдаешь за птицами, за людьми. Я очень люблю угадывать характер людей. Вот после этого хочется что-то делать, хочется рисовать. А иногда вдохновение приходит просто само собой, вообще не знаю откуда. Могу просто посуду мыть, и вдруг что-то выстрелит.

— Творческие люди зачастую сталкиваются с плагиатом. А как вы думаете, возможно ли скопировать ваши работы?

В этой технике, помимо механических действий, большое значение имеет случай. Условно говоря, я много ответственности отдаю материалу, и поэтому на выходе картину невозможно повторить. Я всегда была против плагиата, хотелось, чтобы из-под моих рук выходил штучный материал, и в этой технике художник — всего лишь часть. Ни один поток не похож на другой. Это может быть одинаковый объем краски, но каждый раз это новая волна и вид картины. Чувствую себя маленьким творцом маленьких Вселенных. Заказчики иногда пишут: «Хочу вот такую же». Я отвечаю, что могу использовать такие же цвета, но у вас будет абсолютно другая, только ваша Вселенная и больше никак. Потому что, хоть я и даю начало и конец этим потокам, хоть я и контролирую процесс, каждая картина раскрывается в новых оттенках, новой форме, новых нюансах, своих неидеальностях, самобытностях. И каждый раз получается микро-чудо.

— Близкие поддерживают ваше занятие живой живописью?

Мне, видимо, повезло. Люди, которых я считаю своей семьей — все в восторге, им нравится. Друзья в качестве подарка принимают с удовольствием. Родители недовольны моим занятием. Они всю жизнь мечтали о моей «нормальной работе», в тепле, чтобы было каждый день все как надо, как у людей. А я художник, я ношусь в Москву за смолой, на мастер-класс в Питер, на Украину за красителями — у нас же просто ничего нет, я в постоянных поисках и движении. Я не соответствую их ожиданиям и канонам. Меня это совершенно не смущает, скорее подстегивает. Конечно, для каждого человека важна поддержка не просто близких, а самых близких. Поддержка человека, который скажет тебе: «Да, у тебя все получится». Горит до выставки, а у тебя еще ничего не готово? Он будет с тобой бегать, помогать, будет ведерко держать, пока ты будешь истерично размешивать. Без этого никак в общем-то. Вряд ли какой-то творческий человек может себя реализовывать спокойно и отдавать свою любовь тому, что он делает, без того, чтобы рядом кто-то стоял и говорил: «Все будет хорошо, у тебя все получится. Неважно, что ты испоганила вот эту огромную кучу материалов, в следующий раз все обязательно получится». Непременно должен быть тот, кто держит за руку, когда гаснут фонари внутри.



— 5% зрения — это повод остановится или идти вперед?

Мне это не мешает творить и самореализовываться. Мое зрение начало падать в третьем классе, когда мне было 9 лет. Если сейчас снять линзы, то я не увижу практически ничего. Но рисую я без очков. Подготовительные работы делаю в очках, потом снимаю их, и начинается магия. Я не вижу деталей, когда это все происходит, вижу только цвет. У меня очень развиты тактильные ощущения, слух и интуиция. И вижу чаще всего я гораздо глубже, чем люди со 100% зрением. Видимо, это компенсация за мои 5%. Я знаю много примеров, когда люди с ограничениями добиваются каких-то сумасшедших вершин, такая дикая сила воли у них, я даже завидую. Но не считаю себя какой-то особенной, пусть зрение плохое, но мне это не мешает. Вообще, любая особенность организма и здоровья мною воспринимается как такая ступенька, которая каждый раз подстегивает, что ты должен пробовать что-то новое для себя.

— Что хотите попробовать помимо живой живописи?

Я человек-сканер. Есть такой психотип людей, которые хватаются за все и сразу, интересуются всем вокруг. Сейчас меня очень захватили вставки в картинах. Хочу использовать полудрагоценные камешки в этой технике. Это будет очень круто. В планах только развитие, мне очень хочется самой давать мастер-классы. Это же своего рода арт-терапия. Хочется в массы продвигать технику живой живописи. В планах персональная выставка, хотя я знаю, что за границей это сделать проще. Не уверена, где она будет изначально, но она точно будет. В планах попробовать все, что придет в голову. Я не могу идти по какому-то определенному плану, конкретно прописанной пятилетке. Все, что приходит в мою голову, я надеюсь, что у меня получится осуществить. Главное, чтобы приходило побольше.

Вернуться на главную страницу.

Recent Posts from This Journal