Наташа Евлюшина журналист, тексты на заказ (n_evlushina) wrote,
Наташа Евлюшина журналист, тексты на заказ
n_evlushina

Categories:

5% зрения, 100% жизни. Экспериментальный художник Юля Шафран и ее маленькие Вселенные

Статья для журнала "Для всей семьи Любимая"
автор Наташа Евлюшина
январь 2018 г.

Экспериментальный художник Юля Шафран, как Юрий Гагарин, она первая и она космическая. Немногим больше года назад Юля заменила привычные в мире живописи материалы на эпоксидную смолу и пластик. Такого в Беларуси еще никто не делал. А затем, лишь указав направление, она позволила краскам быть самими собой и плыть по своему течению. Так на свет появилась ее первая Вселенная — будто кто-то оторвал кусочек ночного звездного неба. В истории Юли попсовое выражение про «вкладываю душу» приобретает совершенно иной оттенок. Свои работы художница создает без очков. 5% зрения позволяют лишь различать цвета, все остальное — заслуга души. Юля уверена, что душа видит намного больше, чем наши глаза, и чувствует глубже, чем разум. И это великое искусство — перестать пытаться делать идеально и начать делать так, как получается.



— Юля, как вы нашли себя в технике живой живописи?

Методом проб и ошибок. Я рисовала практически всю жизнь. Пробовала себя в разных техниках: классическая живопись маслом, графика, акварель. Одно время рисовала в технике эбру: краски разводятся в специальной емкости с водой, тоненькой иголочкой делается определенный рисунок, после он перетягивается на бумагу и получается принт. Но меня не удовлетворяло эбру. Я ходила и сама не знала, что же мне нужно. Начала экспериментировать с акрилом. В попытках заставить акрил растекаться так, как мне этого хотелось, испортила дикое количество холстов. Начала шустрить интернет и нашла технику рисования алкогольными чернилами. На американских каналах в YouTube есть видео на эту тему, но блогеры редко объясняют тонкости своего дела: что разводить и как, в каких пропорциях, что именно они используют для лучшего скольжения... Пришлось экспериментировать самостоятельно на абсолютно интуитивном уровне. Оказалось, есть такая техника — рисование жидким акрилом. Опять же методом проб и ошибок я пришла к тому, какая краска и на чем именно растекается лучше. Экспериментирую и по сей день. Например, если необходимо, чтобы была текстура на картине, можно наждачкой в нужных местах пройтись. Ко всему этому я пришла посредством своей головы и поисков в интернете. Но интернет, блогеры, художники — никто не делится своими секретами, никто не хочет облегчить жизнь. Но это было настолько мое, что я не могла остановиться.

— Как вы поняли, что именно это направление ваше?

Когда я начала создавать первую картину в потоковой живописи — я просто прослезилась над своей работой. Потому что это было именно то, чего я хотела, к чему так долго шла. Через какое-то время в интернете увидела, что такие картины покрывают чем-то прозрачным и вязким. Начала разбираться и поняла, что это ювелирная смола. Начались эксперименты со смолой. Это дикий материал, необузданный и сложный, со специфическим запахом и токсичными испарениями. Если неправильно смешать компоненты, состав может вовсе не застыть на рабочей поверхности, либо застыть частично, либо начать гореть в руках, пузыриться, может пойти агрессивная реакция. Без защиты со смолой нельзя работать. Но это потрясающий, пусть и дикий, материал. А потом я решила добавить краски прямо в смолу. Ох, как много было испорчено стаканчиков...

— Глядя на ваши работы, складывается впечатление, что вы творите в технике живой живописи всю свою жизнь. Насколько это сложное направление для освоения?

Именно живой живописью я занимаюсь чуть больше года. Хотя работаю и с графикой, делаю принты и иллюстрации. Но я настолько захвачена происходящим сейчас, что, наверное, не смогу резко перестроиться и изобразить что-то классическое. Вообще живая живопись — довольно сложный вид творчества. Смола требует особо внимательного и бережного отношения. Любая пылинка, волосинка или крошка моментально садится в смолу, и достать ее невозможно. Сложно работать с материалом, который по консистенции похож на подсолнечное масло. Попробуйте, удержите подсолнечное масло на ровной поверхности, например, на кусочке стекла, в течение получаса, стараясь управлять направлением растекания — будете иметь представление о моей работе. Но в этой сложности есть свой особый кайф. Бегаешь вокруг картины запыхавшись, пытаешься как-то контролировать, чтобы потоки шли в нужном направлении. Мокрый весь, спина отваливается, много часов в полусогнутом состоянии. Но результат настолько крут, что ты хоть и уставший, но довольный. И все равно до следующего утра ты до конца не знаешь, что будет на картине.

— Как рождаются картины, их сюжеты?

Совершенно спонтанно, если для себя. Интуитивно, просто само тянется к определенным цветам в определенный момент. Выбрав цвет под базу, потом в процессе работы понимаешь, что надо добавить к нему еще какого-то изюма. Так выстреливает еще один цвет. Если же на заказ, это немного другая категория работ: это большая ответственность, привязка к цветам и оттенкам, внутренним вставкам в картину, которые хотят видеть заказчики, плюс сроки.

— А если интуиция ничего не подсказывает?

И такое тоже бывает. Особенно сильно на мое настроение влияет белорусская погода. Сколько лет здесь живу, никак не могу привыкнуть. Вот эти девять месяцев — мне постоянно хочется спать и ничего не делать. Какое вдохновение, когда за окном вечная серость? Летом совсем другое дело. Поэтому в такие моменты нужна перезагрузка, нужно ощущение движения, чтобы в мозгу что-то перещелкнуло — и ты бежишь домой рисовать, или встаешь с кровати и сразу в мастерскую что-то замешивать и срочно делать. Я знаю, что нужно для меня — движение: спорт, пешая прогулка… Еще очень хорошо помогает просто потупить где-нибудь в кофейне. Банально, но почему-то помогает. Сидя в кофейне и поглощая вкусный десерт, активируешь сладким свой мозг, и в окошко наблюдаешь за птицами, за людьми. Я очень люблю угадывать характер людей. Вот после этого хочется что-то делать, хочется рисовать. А иногда вдохновение приходит просто само собой, вообще не знаю откуда. Могу просто посуду мыть, и вдруг что-то выстрелит.

— Творческие люди зачастую сталкиваются с плагиатом. А как вы думаете, возможно ли скопировать ваши работы?

В этой технике, помимо механических действий, большое значение имеет случай. Условно говоря, я много ответственности отдаю материалу, и поэтому на выходе картину невозможно повторить. Я всегда была против плагиата, хотелось, чтобы из-под моих рук выходил штучный материал, и в этой технике художник — всего лишь часть. Ни один поток не похож на другой. Это может быть одинаковый объем краски, но каждый раз это новая волна и вид картины. Чувствую себя маленьким творцом маленьких Вселенных. Заказчики иногда пишут: «Хочу вот такую же». Я отвечаю, что могу использовать такие же цвета, но у вас будет абсолютно другая, только ваша Вселенная и больше никак. Потому что, хоть я и даю начало и конец этим потокам, хоть я и контролирую процесс, каждая картина раскрывается в новых оттенках, новой форме, новых нюансах, своих неидеальностях, самобытностях. И каждый раз получается микро-чудо.

— Близкие поддерживают ваше занятие живой живописью?

Мне, видимо, повезло. Люди, которых я считаю своей семьей — все в восторге, им нравится. Друзья в качестве подарка принимают с удовольствием. Родители недовольны моим занятием. Они всю жизнь мечтали о моей «нормальной работе», в тепле, чтобы было каждый день все как надо, как у людей. А я художник, я ношусь в Москву за смолой, на мастер-класс в Питер, на Украину за красителями — у нас же просто ничего нет, я в постоянных поисках и движении. Я не соответствую их ожиданиям и канонам. Меня это совершенно не смущает, скорее подстегивает. Конечно, для каждого человека важна поддержка не просто близких, а самых близких. Поддержка человека, который скажет тебе: «Да, у тебя все получится». Горит до выставки, а у тебя еще ничего не готово? Он будет с тобой бегать, помогать, будет ведерко держать, пока ты будешь истерично размешивать. Без этого никак в общем-то. Вряд ли какой-то творческий человек может себя реализовывать спокойно и отдавать свою любовь тому, что он делает, без того, чтобы рядом кто-то стоял и говорил: «Все будет хорошо, у тебя все получится. Неважно, что ты испоганила вот эту огромную кучу материалов, в следующий раз все обязательно получится». Непременно должен быть тот, кто держит за руку, когда гаснут фонари внутри.

— 5% зрения — это повод остановится или идти вперед?

Мне это не мешает творить и самореализовываться. Мое зрение начало падать в третьем классе, когда мне было 9 лет. Если сейчас снять линзы, то я не увижу практически ничего. Но рисую я без очков. Подготовительные работы делаю в очках, потом снимаю их, и начинается магия. Я не вижу деталей, когда это все происходит, вижу только цвет. У меня очень развиты тактильные ощущения, слух и интуиция. И вижу чаще всего я гораздо глубже, чем люди со 100% зрением. Видимо, это компенсация за мои 5%. Я знаю много примеров, когда люди с ограничениями добиваются каких-то сумасшедших вершин, такая дикая сила воли у них, я даже завидую. Но не считаю себя какой-то особенной, пусть зрение плохое, но мне это не мешает. Вообще, любая особенность организма и здоровья мною воспринимается как такая ступенька, которая каждый раз подстегивает, что ты должен пробовать что-то новое для себя.

— Что хотите попробовать помимо живой живописи?

Я человек-сканер. Есть такой психотип людей, которые хватаются за все и сразу, интересуются всем вокруг. Сейчас меня очень захватили вставки в картинах. Хочу использовать полудрагоценные камешки в этой технике. Это будет очень круто. В планах только развитие, мне очень хочется самой давать мастер-классы. Это же своего рода арт-терапия. Хочется в массы продвигать технику живой живописи. В планах персональная выставка, хотя я знаю, что за границей это сделать проще. Не уверена, где она будет изначально, но она точно будет. В планах попробовать все, что придет в голову. Я не могу идти по какому-то определенному плану, конкретно прописанной пятилетке. Все, что приходит в мою голову, я надеюсь, что у меня получится осуществить. Главное, чтобы приходило побольше.

Вернуться на главную страницу.
Tags: Для всей семьи любимая, Интервью
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments