?

Log in

No account? Create an account

n_evlushina


Наташа Евлюшина журналист, тексты на заказ


Previous Entry Share Next Entry
Здесь живут мечты. Анастасия Дубинецкая и ее удивительный мир скрапбукинга
n_evlushina
Статья для журнала "Лукошко идей"
автор Наташа Евлюшина
январь 2018 г.

Метрика из роддома, фото первоклашки, записка с первым признанием в любви — все то, что так бережно хранишь в своем сердце, Анастасия Дубинецкая помогает сохранить в своеобразной книге воспоминаний. Она — мастер по скрапбукингу и уже с десяток лет создает оригинальные блокноты и альбомы. Работы Анастасии не хочется выпускать из рук. Хочется исписать декорированные листы предновогодними желаниями и обязательно выполнить все данные себе обещания. Хочется трепетно спрятать в милых кармашках фотокарточки самых счастливых мгновений и возвращаться к ним как можно чаще. Хочется на мгновенье остановиться и задуматься: что же важно лично для меня здесь и сейчас. Хочется верить в сказку и то, что мечты действительно сбываются. О творчестве и жизни — в нашем интервью с Анастасией.



— Анастасия, всегда ли творчество присутствовало в вашей жизни?

Да, всегда. Не скажу, что уроки труда в школе были любимым предметом, точные науки, филология и история мне тоже нравились. Но так как училась я в провинциальной школе, ничего такого удивительного там не было. А вот уже во время учебы в колледже начались интересные предметы, например, ИЗО и декоративно-прикладное искусство. Творчество пришло, наверное, из советского детства. Всегда нравились расписные елочные игрушки, находить у бабушки и дедушки какие-то старые резные фигурки. А потом еще советское детство, дефицит, когда вязали и шили вокруг все: и мама, и бабушки, и крестная что-то все переделывали, мастерили, швейная машина была в каждой семье. Я думаю, оттуда это и пошло. А потом переросло уже во что-то не столько массовое, сколько ручное и штучное. И пришли, наверное, уже больше западные идеи, потому что у нас мастерские и ремесленные как-то отжили свое, стали непопулярными. Художественные еще может быть есть, но опять же после развала Союза у нас совсем об этом не слышно и не видно. А на Западе это все очень развито. Те же игрушки-сувениры, которые до сих пор привозят из-за границы.

— Когда вопрос встал о выборе профессии, не было желания творчество сделать своей основной работой?

Было, но это были 90-е и совсем другие заботы: нужно было получить какое-то фундаментальное образование, потому что быть художником, творцом считалось не престижным. Поэтому я пошла по пути наименьшего сопротивления — в пед без экзаменов, потому что в школе училась хорошо. А там уже второй специальностью выбрала декоративно-прикладное искусство и слегка приблизилась к миру творчества. Я стала учителем, более того загорелась в какой-то момент и поступила дальше на филфак, думала об аспирантуре, но в школе поработала совсем немного, поняла, что это не мое. Пошла переучиваться дальше по творческой части — на курсы портных. Хотела начать все с чистого листа и податься в ПТУ, но туда меня не взяли, потому что в нашей системе образования назад не шагают, только выше можно. Я нашла очень хорошие курсы, где программа была идентична программе ПТУ. То есть я еще швея, портная, закройщик и так далее. Все корки сложились вместе плюс самообразование, и я пошла дальше по декораторской части.

— Решили заняться скрапбукингом?

Большую роль здесь сыграл случай. Я не думала, что буду заниматься конкретно бумажками. Нравились куклы, нравился декор помещений, нравился декор одежды. Недолгое время я работала инструктором ручного труда на фабрике детской одежды. А потом мне предложили работу в декор-агентстве. Хоть и было на тот момент (2006 год) для нашей страны это все новым, но конкуренция уже имела место быть, и чтобы заинтересовать заказчика, к декору помещений мы решили предлагать еще и аксессуары ручной работы. Это частично пересекалось с моей профессией, с моими корочками и мы решили вместе попробовать. Тогда я и начала делать первые альбомы. Это даже, наверное, еще был не скрапбукинг. Я бы и сейчас не назвала свои работы скрапбукингом, потому что скрап в чистом виде — это альбомы и бумага в основном. Я же себя не ограничиваю в плане материалов и техник, пробую разное и не знаю, что в работе подвернется под руку, куда занесет очередная идея.



— Когда вы только начали осваивать скрапбукинг, сразу получалась воплощать задуманное?

Нет, конечно. Причем времени на обучение у меня не было, был сразу заказ и как плавать учат бросанием в воду. «Не умею» — «Пробуй». Учились все вместе. Это были западные журналы, на еще огромных мониторах страницы в интернете, библиотеки. У нас тогда этого совсем не было, даже понятия такого — скрапбукинг. Все это появилось в году 2009-11, а материалы и того позже. Пробовали. Первые работы, конечно, занимали несколько дней. Тогда еще просто обтягивали обложки готовых альбомов. Потом уже начались переплеты, блокноты. Начинаешь изучать тему, углубляешься, как это должно быть, как оно традиционно. Очень люблю, когда в работе прослеживается идея, когда это не просто красивая картинка. Например, если это винтаж, то чтобы были все характерные признаки, чтобы вещь выглядела натурально, состаренной временем.

— Что для вас в скрапбукинге было самым сложным?

Как ни странно, но продажи. Потому что очень часто видение мастера и видение клиента не совпадает. А когда ты работаешь на заказ, за деньги, приходится свое видение отодвигать в сторону, хоть и понимаешь, как можно сделать лучше, но человеку нужно отдать то, что будет его радовать. И это постоянный внутренний конфликт: либо ты работаешь и получаешь денежку либо ты делаешь как правильно по законам композиции, цветоведения и прочее. Вот это самое сложное.

— Каких творческих принципов вы придерживаетесь при создании своих работ?

Наверное, я бы не сказала, что есть что-то такое, не люблю рамки. Очень часто меня спрашивают про мастер-классы — отчасти из-за этого я их и не провожу. Потому что техники все общеизвестные, материалы все общедоступные. По сути только видение мое. Просто видение, интересы и кругозор у каждого свои, поэтому работы и получаются разными. О том всегда девочкам и говорю: смотрите, наблюдайте, выходите из дома, из привычной среды, трогайте, анализируйте, вкладывайте в работу что-то свое, тогда они будут отличаться, тогда это будет людям интересно. Думаю, что вкладывать нужно не только и даже не столько в само дело, это же все с опытом приходит, рука набивается, а вкладывать в личность — вот в этом фишка.

— Для вас важно, чтобы ваши работы говорили сами за себя: взял в руки блокнот и сразу понял, кто его автор?

Конечно, льстит, когда об этом говорят. Но это не есть моя цель. Мне важно, чтобы работу взяли в руки и сказали: «О, вот это качественно, красиво, интересно, несет какой-то смысл». Как любому мастеру, хочется, чтобы человек просто шел где-то в потоке, увидел вещь, остановился и подумал: «А жизнь-то прекрасна, что-то есть хорошее». Чтобы твоя работа выдернула человека из этой рутины, суеты повседневной. Для меня вот это важнее.



— Что вам помогает создавать такие работы, которые способны останавливать прохожих? Что вдохновляет?

Все, что угодно. Может быть книга, может быть фильм, цвет, природа, кстати, очень много дает. Даже в самые ветреные и пасмурные дни надо вытаскивать себя за волосы из дома. Потому что в природе есть все. В каждом человеке изначально внутри есть все. Этот фоновый шум, которого сейчас много, он очень мешает. Переизбыток информации, мы постоянно бежим, торопимся, любим делать все параллельно, включать что-то фоном… А надо просто остановиться, просто подумать, почувствовать, что у тебя внутри, посмотреть, что происходит вокруг. Вдохновить может все, что угодно: листик, травинка, паутинка, слово. Просто важно остановиться.

— Обычно рукодельницы начинают творить для себя, а уже потом приходят к продажам своих работ. И многие говорят о том, что им приходиться переступить через себя, чтобы продать. У вас такого не было?

Не было такого. Я даже больше скажу, момент обратный: я переступаю через себя, чтобы сделать что-то себе. У меня дома моих работ практически нет: все кому-то в подарок, на заказ, на продажу. За все это время лично у меня один-два альбома и то они появились в последние полгода. Во многом это связано больше с моим образованием. Первая специальность в колледже у меня учитель начальных классов, а вторая — декоративно-прикладное искусство. Помню, как куратор, она же преподаватель по специальности, нам говорила: «Девочки, идите туда, это всегда дополнительный заработок». Тогда я еще не представляла, что именно эта часть моего образования и станет основной профессией, но чего-то такого хотелось, никогда не представляла себя работником офиса, например.

— У нас есть такой стереотип, что если пойти вязать носочки, условно говоря, то можно жить счастливо: и работа в радость, и доход приличный. А насколько это все реально?

Спорный момент. Все познается в сравнении. Потому что работа в радость — это одно, а хороший доход — это другое. Если бы у меня стоял вопрос о том, что нужно кормить семью, возможно, я бы ручной работой и не занималась. Или это было бы немножко в другом формате. Мне много раз предлагали открыть свой магазин или производство, упаковку подарков, но тогда я уже буду бухгалтером, буду заниматься закупкой материалов, продвижением, но только не ручной работой. А мне нравится сам процесс: трогать бумагу, мне нравится ее запах, нравится чувствовать ткань, подбирать дизайн, составлять композиции… Но больших доходов в этом нет. Поэтому на счет вязать носочки, радоваться и быть счастливым — это одно. А все-таки заработок — это немножко про другое. Сейчас я работаю полностью на себя и просто обеспечиваю сама себе свое творчество: все материалы и расходники я покупаю на деньги, вырученные от продаж своих работ. Хочется, конечно, открыть свой воркшоп, мастерскую, как раньше, например, было: сидел портной или сапожник в своей лавочке, всю жизнь делал свое дело, но он делал это так здорово, мастерски, в удовольствие себе и клиенту. Да, не было виллы и автомобиля, но человек сидел и жизни радовался. Вот я хочу чего-то такого.

— Для ремесленника сейчас большое значение имеет все-таки продвижение своих работ. Вам это сложно дается?

Одно время думала, что сложно. Но, на самом деле, если работа интересная и качественная, она сама себя продвигает. Если сделаешь ерунду, сколько ее не толкай, люди просто будут знать, что ты делаешь ерунду. Я всегда открыто иду на контакт, когда мне предлагают сотрудничество. Интернет помогает, естественно, куда ж без него. Во всех соцсетях у меня есть профили, стараюсь их поддерживать. Сарафанное радио хорошо работает, ведь изделия говорят сами за себя. В магазинах ручного труда продаются мои блокноты, альбомы, открытки. И еще я очень люблю живые ярмарки, когда напрямую вижу человека, своего покупателя, потребности людей, вижу, как люди реагируют на мои работы. Живое общение очень много дает.

— Как правильно продвигать работы в интернете, на ваш взгляд?

Кроме прочих маркетинговых фишек, фотография, безусловно, важна. Пришлось освоить и фотооборудование, и фотошоп, но я лентяй. Вся техническая часть мне неинтересна, это опять же уводит от творчества. Поэтому я снимаю на телефон и немножко корректирую в фотошопе. Самое главное в фотографировании рукоделия — это освещение и хороший ракурс. И, конечно же, хорошая работа. И все этим сказано. Просто нужен хороший свет (дневное естественное освещение лучше всего) и ловить удачный кадр. На одну работу бывает 500 фотографий. Просто экспериментировать, щелкать. Так же как и во всем, это приходит с опытом: картинка, видение, композиция. Я просто щелкаю, щелкаю, щелкаю, а потом выбираю.

— Чтобы вы посоветовали тем, кто хочет заняться скрапбукингом?

Пробовать. Смотреть то, что нравится, изучать работы других мастеров, брать в руки, трогать, пробовать повторить, выделять приемы, находить ролики в сети, добавлять что-то свое. Если не знаешь как — просто выкладывать перед собой набор материалов. У меня иногда бывает заказ на какую-то определенную тему, а я ее абсолютно не вижу. Тогда просто выкладываю все, что у меня есть по этой теме, по цвету и руки сами все делают. Все приходит с опытом — одна-две-пять-десять композиций. Есть один прием, которому меня научили, с коробком спичек. Выбрасываешь в каком-то квадрате коробок спичек в хаотичном порядке и смотришь: нравится ли оно глазу, может какую-то спичку надо подвигать, переложить, убрать, добавить. Отличное упражнение, вырабатывает видение композиции, умение вписать ее в какое-то пространство.

Вернуться на главную страницу.

Recent Posts from This Journal