Наташа Евлюшина журналист, тексты на заказ (n_evlushina) wrote,
Наташа Евлюшина журналист, тексты на заказ
n_evlushina

Categories:

Научитесь творить без ожиданий. Дизайнер украшений Екатерина Фатеева — об успехе и ремесле

Статья для журнала "Лукошко идей"
автор Наташа Евлюшина
октябрь 2017 г.

В любой сезон при любой погоде в мастерской дизайнера украшений Екатерины Фатеевой всегда тропическое лето. В этом удивительном месте живут милые туканы, забавные рыбки, мудрые черепахи, веселые крокодильчики и брутальные ящерки. Разлетаясь по всему свету, постояльцы чудесного островка Fancy Clover несут с собой тепло и любовь. Любовь к жизни, к окружающему миру и своему делу. Имя дизайнера скромно написано на изнаночной стороне. Но и здесь оно вовсе ни к чему. Вы узнаете «клеверных» жителей из тысячи без лейблов и других отличительных знаков. И скажете: «Да, это Fancy Clover!» Об оригинальных украшениях, творческом подходе и становлении бренда читайте в нашем интервью с мастером.



— Творчество для вас — это мечта детства или стечение обстоятельств?

Третий вариант — это жизнь. Созданием аксессуаров и работой с кожей я занимаюсь с 12 лет. У меня за плечами несколько разных образований. Некоторое время я работала в другой не менее интересной сфере, а дизайн украшений находился в формате хобби: для себя, для друзей, для души. В определенный момент появилось осознание, уверенность и силы, чтобы сконцентрироваться на том, что я больше всего люблю делать: придумывать красивое и изобретать интересное. И вот результат — появилась марка, единомышленники, интересные проекты, выставки, свой шоу-рум. И еще много интересного в планах, впереди.


— Сколько потребовалось времени, чтобы осознать, что ваш истинный путь — это творчество?

Сложно сказать. Много, большой кусок жизни. После появления идеи, проект существовал параллельно с моей основной занятостью на тот момент. Оглядываясь назад, понимаю, что у меня было невероятно много сил и энергии справляться с несколькими направлениями сразу. Но пришло время, когда все же нужно было сделать выбор, и я предпочла дизайн. Сейчас львиную долю рабочего, а порой и свободного времени уделяю своему горячо любимому проекту FANCY CLOVER. Я в нем живу! С каждым днем я все больше понимаю, что мое решение было взвешенным, выношенным и правильным. Но без пройденного до него пути все могло сложиться как-то иначе.

— Как вы перешли с этапа «создавать для себя» на этап «создавать для кого-то»?

Меня переполняли идеи, и ими невероятно хотелось поделиться. Это в какой-то степени альтруистический шаг: раньше я делала лучшее для себя, а потом захотелось большего — разделять с людьми, дарить, передавать. Одна из идей была реализована — так появились текстильные броши в виде рыб Fish in Silence. Эта серия с приколом и острым стебом, с невероятным дурачеством, а местами с капелькой печали — кто что в них разглядит. Но, несомненно, коллекция очень позитивная и добрая. Дерзкая и наивная одновременно. В этих рыбках моя душа. Броши стали моими первыми проданными работами. Людям понравилось, и это был верный знак, что стоит идти дальше.

— Бывает страшно, что кому-то не понравятся ваши работы?

Полагаю, любому человеку в большей или меньшей степени неприятно, что его старания не приняты, не оценены. Да, всем бывает горько, порой больно. У нас есть чувства, и их легко ранить, особенно когда работа была проделана немалая: затрачено много сил, времени и терпения. Но я считаю, что нравится всем, во-первых, невозможно, во-вторых, невероятно скучно. Я не встречала в мире ни одной вещи, которую бы обожали все без исключения, даже солнце временами может кого-то раздражать. Я не претендую на всеобщую симпатию, и не стремлюсь к ней. Я научилась слушать прежде всего голоса тех, чье мнение для меня наиболее важно и значимо. Они — лакмусовая бумажка. Еще немаловажно уметь вычленить из общего шума и правильно принять конструктивную критику, если такая есть. Она открывает глаза на вещи и многому учит. Честное и пусть даже местами не положительное мнение в итоге полезней сладкой врачливой лести. А самое волшебное освобождение от значимости чужого мнения кроется в ответе на один простой вопрос: «Зачем я это делаю?» Иногда чему-то суждено родиться хотя бы потому, что это важно лично для тебя. Определенные вещи очень хочется сделать, даже осознавая риск не быть понятой и принятой. И если все случилось правильно, идеи реализовались, как было задумано — радуйся. Классная идея непременно найдет отклик: рано или чуть позже — и это не моя мысль, это многовековая история искусства. Порой нужно уметь жить без лишних ожиданий, не абсолютизировать их. Хорошая вещь всегда встретит своего человека, а хорошая марка — своих поклонников и друзей.

— То есть с негативной критикой сталкиваться не приходилось?

С откровенным негативом нет, никогда. Покупая мое украшение, человек однозначно получает высокое качество в дополнение к эффектному, авторскому дизайну. Внимание уделено каждой мелочи, включая упаковку и сервис. Думаю, в этом плане меня сложно критиковать. Другое дело — идеи украшений: они могут приходиться по сердцу, а могут вызывать непонимание. Но это вопрос вкуса, предпочтений. Чаще всего мои украшения любят и с удовольствием носят. Другие хвалят, но говорят, что не представляют, как это носить или не осмеливаются. Всегда прошу людей дать обратную связь: удобен ли аксессуар, есть ли пожелания. В большинстве случаев моя задача не просто проявить фантазию и сделать оторванный от реальности арт-объект. Мне важно сделать вещь с идеей, но и удобную, комфортную. Такое украшение станет любимым, будет часто носиться, будет приносить радость. Поэтому за этапом создания идеи и следует длительная конструкторская работа.

— Расскажите, как менялось ваше творчество после брошей Fish in Silence, какие материалы и формы вы использовали.

По большому счету для меня нет ограничений в плане работы с материалами. Со многими я умею работать, а если будет нужно освоить новые для реализации идей — это не проблема. Основной материал сейчас — это натуральная кожа, 80% моих коллекций. Этот материал мне давно знаком и изучен, он прекрасно носится, красиво стареет, и за годы работы меня не подвел. Даже если украшение где-то потерлось и состарилось, кожа все равно будет выглядеть оригинально и привлекательно. У меня были попытки перехода на дерматин под романтичным названием эко-кожа. Вопрос оказался спорным и до сих пор для меня открыт как с качественной, так и с этической точки зрения. В производстве искусственных материалов не все так просто и экологично, как выглядит с первого взгляда. За моими плечами украшения из мини-зеркал, пластика, текстиля, шерсти, керамики, натуральных камней. Их нет на сайте в виде коллекций, это единичные работы, что также важная часть моей истории. По восприятию я, наверное, совпадаю с детьми: считаю, что украшения можно создавать из чего угодно. Сейчас вот ищу красивые и легкие гвозди, есть одна веселая задумка.

— Сложно найти материалы?

Огромная проблема была с материалом раньше. Сейчас не могу сказать, что испытываю какой-то недостаток. Есть несколько поставщиков, которые привозят хорошую итальянскую кожу, на рынке также есть турецкая. Достаточно неплохой выбор цветов и фактур. Фурнитуру я полностью покупаю за границей. Упаковка (у меня также ручной работы) и полиграфия — все это местное, белорусское: прекрасного качества, пусть даже и дороже китайских аналогов. Я ответственно подхожу к своему продукту, и все материалы должны быть лучшими.

— Как вам удалось ремесло превратить в бизнес?

Я не могу назвать мой проект бизнесом в чистом виде по ряду причин. Целью бизнеса является получение прибыли. У меня кроме прибыли есть ряд других целей, не связанных с финансами, и они занимают отнюдь не последнее место. Переход на более высокий уровень был связан с увеличением количества заказов. К текущему моменту мои украшения живут во многих странах мира. Но 10-20 брошей одного цвета, которые разлетелись по всему миру, вряд ли встретятся в одном городе. Поэтому речь не о каких-то больших тиражах, вещи относятся к категории эксклюзива, штучной, не тиражной продукции. И не забываем, что все это кропотливая ручная работа. Поэтому пока будем считать это арт-проектом, который успешно развивается. И куда дальше двигаться подсказывает сама жизнь. Я стараюсь ее внимательно слушать. К примеру, шоу-рум в Троицком предместье появился в том числе и потому, что туда было удобно приезжать людям. Там наше общее пространство для встреч, для обсуждения заказов, для общения. Развитие похоже на лестницу: шагаешь на ступеньку выше, если на нижней стало тесно и темно.

— На этом пути «ремесло-бизнес» что было самым сложным?

Наверное, планирование. Мне не хватало аналитического опыта, не получалось продумать наперед, сколько чего нужно произвести — спрос иногда очень сложно предугадать. А порой ты чувствуешь спрос, но очень хочется сделать не ходовую, а исключительно творческую коллекцию. Думаю, на первых порах этот внутренний спор посещает многих дизайнеров. Со временем приходит ощущение баланса, и все становится на места. Правильно расставленные приоритеты помогают реализовывать и первое и второе.

— Для вас важно, чтобы ваши украшения были узнаваемыми?

Да, конечно. Но я не ставила перед собой подобной цели. Наверное, даже не осознавала ее, просто делала, придумывала, экспериментировала. Особенные украшения сами по себе стали отличительной фишкой марки Fancy Clover. Надпись «уникальные украшения и аксессуары» на логотипе появилась лишь спустя некоторое время. Люди приходили и говорили: «Супер! Я такого никогда не видел! Это уникально!» Мои поклонники сами определили нишу и позиционирование бренда. Я не стала спорить, мне нравится.



— А как вы относитесь к тем мастерам, которые как по трафарету друг друга копируют и там даже непонятно где чье?

К копированию чужих идей я как дизайнер, ясное дело, отношусь не позитивно. И как потребителю мне было бы не интересно носить подобные украшения. Но в целом понимаю, почему и зачем это происходит. В любом случае жизнь — это большое сито: песок проваливается, и остается порода покрупнее. Другое дело, не стоит путать воровство чужой идеи с использованием модных тенденций и веяний. Есть авторские коллекции, есть модные. В модных коллекциях разных дизайнеров могут встречаться какие-то общие элементы и формы, ибо таков тренд.

— У вас началось все с брошей. Сейчас этот вид украшений так же популярен?

Пять-шесть лет назад поклонников брошей было немного. Сейчас броши стали модным аксессуаром: популярным и для многих любимым. Модные дома демонстрируют коллекции с разномастными брошами и их разновидностями: от изящных, инкрустированных драгоценными камнями, до кичовых пластмассовых брошей-значков дерзких форм и цветов. Броши пестрят в глянце, на ТВ, этот аксессуар перешел в разряд маст-хэв и все чаще встречается на людях в городе. Во многих моих коллекциях брошам уделено особенное место: диковинные, нарядные и повседневные, оригинальных форм, разных цветов и фактур. Собственно, с брошей и начался Fancy Clover.

— Есть задумки для последующих коллекций, может быть, появятся новые животные?

Я работаю одновременно над несколькими сериями, не знаю, какая сложится быстрее. Одна из них планируется быть флоральной: цветы, листья — растительный мир. Коллекция будет включать ряд разных украшений: серьги, броши, колье, подвески, браслеты. Базовым материалом будет натуральная кожа, а касаемо техники пока не хотела бы распространяться. Скоро все сами увидите.

Вернуться на главную страницу.
Tags: Интервью, Лукошко идей
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments