?

Log in

No account? Create an account

n_evlushina


Наташа Евлюшина журналист, тексты на заказ


Previous Entry Share Next Entry
Я творю, значит, я существую. Психолог Марина Полянская — о вере в свои способности
n_evlushina
О том, как перестать мечтать и начать действовать

Статья для журнала "Лукошко идей"
автор Наташа Евлюшина
сентябрь-октябрь 2017 г.

Тебе не стать вторым Малевичем, Бахом или Гуччи — нужное подчеркнуть. Эта фраза бьет по вискам, заставляет спрятать подальше коробку с фломастерами и вернуться в реальный черно-белый мир, где нет места творчеству. И неважно кто ее говорит: родители, друзья, учителя, случайные прохожие, а, может быть, вы сами. В конце концов это всего лишь слова и уж тем более не приговор. Пусть вторым Малевичем, Бахом или Гуччи не стать, но стать самим собой всегда возможно. О том, как поверить в свой творческий потенциал и преодолеть страх неудачи, мы поговорили с психологом, бизнес-тренером и коучем Мариной Полянской.

Картинки по запросу творческий человек

— Каждый ли человек может заниматься творчеством или это только для «избранных»?

Недавно прочитала такую интересную вещь, что в Китае, когда принимали экзамен у государственного деятеля, он должен был сдать каллиграфию и умение писать стихи. Вот интересно, вроде государственный деятель и вдруг творчество. А ведь это особая функция мозга — делать то, чего не было раньше, создавать то, где непонятно что надо создать. Поэтому, на мой взгляд, творчеством может заниматься каждый. В детстве все же рисовали и лепили. Другое дело, разрешаем ли мы это себе или нет. Может, в какой-то момент мы принимаем решение, что логика — это мое и я пойду только в точные науки, а творчество — не мое. Творчество сначала рождается в мечтах, и только потом ты превращаешь это в жизнь. В уме всегда картинка одна, и не всегда получается то, как ты идеально ее видишь. На этом этапе многие ломаются, потому что ты видишь в идеале одно, а получается порой как в песне: «Сделать хотел грозу, а получил козу». И мы начинаем себя ругать. А вот здесь очень бережно надо к себе отнестись, потому что сейчас я умею сделать это так, сейчас у меня получилось связать кофточку с десятью ошибками, но в целом я ее связала. Согласитесь, следующая такая же кофточка будет уже без этих ошибок. А многие кидают. Процесс творчества очень мучительный, очень глубокий и где-то связан с принятием себя. Потому что то, что мы делаем, это продолжение нас. И не каждый готов сказать: «Посмотрите, что я сделал». И это опять туда, к детству. Когда я что-то делал, показывал маме, папе, учительнице. И что начиналось? Мне рассказывали, что вот здесь кривенько, вот здесь надо было так, там исправить бантик розовенький. То есть я понимаю: то, что я делаю, некрасиво. Нужно обладать огромной внутренней силой, чтобы сказать их критике: «Подождите, пока я умею делать так».
Марина Полянская2.jpg

— Как оценить свое творчество и понять, есть ли у тебя талант?

Сразу хочу сказать про талант. Талант — это мышца, которую надо развивать. Если мы хотим сразу отжаться 50 раз, два раза, наверное, получится, ну три. Остальные 47 мы не сможем. Но если мы этим будем заниматься, то через какое-то время мы сможем отжаться 50 раз. То же самое и с творчеством. Если я решил рисовать, надо ставить технику, надо. Надо тренироваться постоянно, каждый день по чуть-чуть. И не ругать себя, что вот я плохо рисую. Нет, сегодня у меня эта роза получается лучше, чем вчера. Тем, кто хочет начать заниматься творчеством, кажется, что это какой-то постоянный процесс вдохновения. На самом деле, там очень много рутины: подготовь материалы, заготовки, инструменты. Я хожу на выставки хенд-мейда и восхищаюсь этими работами, но я прекрасно понимаю, сколько там рутины. Чтобы сделать картину из цветочков, нужно сначала тысячу цветочков вылепить или сшить. А кто это будет делать? Я сама, конечно. Поэтому надо избавляться от иллюзий и принять тот факт, что в творчестве очень много рутины. В оценивании есть две крайности. Первая: все, что я не сделал, все замечательно. Это какой-то эгоцентризм. Как тот итальянский художник Пьеро Мандзони, который, извините, собрал свои фекалии в консервные банки и продал их по цене золота. И кто-то же купил. Я не знаю, самолюбование это или что. Вторая стадия неадекватности, когда мы говорим: то, что я сделал, это плохо. Нет, я сегодня делаю чуть лучше чем вчера. Критерий для меня — я сделал на пределе своих возможностей, как видел, как понимал, но я выложил всю свою душу, все силы и знания, которые у меня были на этом этапе. Может, мне надо еще подучиться, сходить на какой-нибудь мастер-класс. Но сегодня я сделал настолько хорошо, насколько я умею и я горжусь собой.

— Мы же еще любим постоянно сравнивать себя с кем-то. А если видим, что кто-то делает просто нереальные вещи, так зачем начинать, если у нас так никогда не получится?

Эти мысли мы вообще забываем. Хорошо, он делает классные вещи и мы должны себя спросить: «Как это у него получилось? Какие приемы и техники он для этого использует?» Скопируйте на первый раз. Второй раз копировать не будете, уже сделаете это по-своему, добавив своей личности, своей харизмы. В сравнении очень важно выдержать грань: мы хвалим то, что человек делает хорошо, и пытаемся оттуда забрать самое лучшее, но и себя при этом не надо гнобить. Ведь это важно, что мы можем замечать, что кто-то делает лучше чем я. Значит, я умею видеть прекрасное. Но мы не знаем, сколько тысяч часов этот человек приложил, чтобы делать то, что он делает. Может, он с пяти лет занимался, а мы хотим за два дня достигнуть таких же результатов. У каждого своя скорость наработки профессионализма. У нас в последнее время с точки зрения таланта и вдохновения исчезло понимание, что любое мастерство требует опыта и определенного количества часов наработки этого опыта. Чтобы уметь потом творить и создавать свое, надо знать основы. Без этого никуда.

— Подражание и копирование — лучший комплимент автору. А чем это чревато для того, кто копирует чужие работы?

Наверное, если он боится признаться себе, что это я списал оттуда, а это подсмотрел там, вот тут он обманывает сам себя. Сильный человек говорит: «Да, вот эту идею я подсмотрел там, эту идею я подсмотрел тут. Но уже в третьей моей работе вот эта и эта идеи сошлись в другом сочетании, и создается что-то новое». В эпоху Возрождения все великие художники друг другу подражали и копировали. И только за счет этого они нарабатывали мастерство. Но если я украл и говорю, что это принадлежит мне, ну от себя-то не убежишь. Поэтому, мне кажется, надо говорить спасибо тем учителям, тем людям, которые вдохновили вас. Чем больше мы говорим «спасибо», тем больше нам этих фраз приходит самим.

— Что делать, когда Муза нас покидает?

Творческие люди любят работать на износ. Чего они не умеют, так это хорошо себя восстанавливать. Поэтому надо задумываться об отдыхе. Просто брать и не делать или делать рутинную вещь, а не все время выдавать весь свой творческий потенциал. Некоторое время надо побыть без Музы, ей тоже необходимо отдохнуть, может быть, напитаться чем-то. Посмотрите чужие работы, но опять же без вот этого «я так не могу». Просто смотрите и наслаждайтесь, придумайте какие-то новые проекты, обратитесь к друзьям за советом, сходить на чужой мастер-класс безоценочно, просто как посетитель, который никогда не был в творчестве. Причем можно вообще сменить сферу. Если вы занимаетесь цветочками из глины, то сходите на интуитивное рисование или еще куда-то. Это нужно для того, чтобы была задействована чуть-чуть друга часть мозга. Потому что именно на стыке этих творческих вещей иногда создаются какие-то новые и уникальные вещи.

— Кто-то творит для себя, кто-то хочет нести свое творчество в мир. И вот идти в этот мир оказывается порой очень страшно, страшно продавать свои работы. Как преодолеть этот страх?

Взять и продать. Разместить на сайте объявление, может быть, даже обратиться к специалисту, который поможет грамотно оформить. Потому что уметь продавать — это тоже искусство. Реально много идей, которые не нашли своего продолжения только потому, что не был включен второй ресурс — искусство продавать. Кто-то это умеет делать, кто-то нет. Но выходить в люди надо обязательно. Может быть, не сразу увидят, не сразу поймут, не сразу разглядят. Но это не повод, чтобы сразу сдаваться. Людям надо привыкнуть к вашей манере. Например, вы делаете цветы. И если у вас достаточно оригинальные букеты, то все равно надо искать свою аудиторию. Она обязательно найдется, потому что мы все разные. У нас у многих есть такая ошибка: если меня другие оценят, значит я хороший. Для творческих людей это очень актуально. Но это неправильное суждение. Я так вижу мир, у меня так получается и я не могу по-другому. Мне нравится высказывание о том, что творческий человек — это не тот, кто творит, а тот, кто имеет мужество сказать: «Я творю, я так вижу». Поэтому то, что я делаю, я делаю так, как умею, настолько хорошо, насколько я умею и молчать я не могу. И только тогда мир начнет присматриваться к нам. Если я буду верить в свои работы, тогда и мир обратит на них внимание. Но если я не верю… Ну не бывает сказок, только в фильме просыпаются знаменитыми. Нет, без вашей веры, без вашего страха ничего не получится. Страх перед отданием в мир своего творчества был, есть и будет. И выигрывает только тот, кто этот страх преодолевает и говорит страху «спасибо». Потому что именно страх оттачивает нашу работу: вот еще чуть-чуть сделать. Но здесь важно выдержать грань, чтобы не «долизать» до блеска, а именно с этими шероховатостями хотя бы попробовать. Ведь если мы сейчас возьмемся стрелять из лука, первый раз мы обязательно промажем, потому что мы никогда не держали лук в руках и не знаем как целиться. И только с третьей-четвертой попытки мы начнем где-то возле этой цели стрелять. Так и в продажах своего творчества. Я выставил, ага, не берут. Почему не берут? Может, цены нет, не на том сайте разместил. Все, быстренько откорректировал и сделал как-то по-другому. С пятого-шестого раза наши попытки начнут обретать более материальный характер. И это нормально. Ненормально сдаваться после первого раза.

— Как научиться правильно реагировать на критику?

Уважать мнение других людей, не более того. Он сказал мне, что я хороший и хорошо умею что-то делать. Или что я плохой и то, что я делаю, плохо. Свое внутреннее спокойствие я отдал оценить другому человеку. А судьи кто? А если он в этом ничего не понимает? А если у него сегодня просто плохое настроение? Он поссорился со своими близкими и всем сегодня говорит, что вы плохие. Мы всегда думаем, что те люди, которые нас оценивают, они изумительные и искренние эксперты. То есть мы приписываем им какие-то непонятные таланты, хотя ни разу их не видели. А тем более если они дают отрицательную оценку. Если человек начинает выдавать нам оценки и тыкать: ты такой, ты сякой, ты безобразный художник, твои работы некрасивые — я бы не верила, потому что это где-то проекция своих внутренних проявлений. Вот я могу сделать такой цветок, а он — нет. Естественно, он будет затыкать все мое творчество, потому что когда я умею творить, а он нет, для него это больно. И чтобы унять свою боль, он начинает меня критиковать. Это очень простая схема — обесценивание. Но это его проблема. Моей она становится как только я начинаю это слушать и верить. Но я же не могу не творить. Значит, я продолжаю. А вот если мне человек говорит: «Вот знаешь, то, что ты сделал, шикарно, но, возможно обрати внимание вот на это, что этот лепесток должен быть розовый» — он высказывает свое мнение. Но только я сама решаю: надо его менять в розовый цвет или все-таки оставить, может, это моя авторская задумка и я могу ее обосновать. К критике других людей надо прислушиваться. Есть такая формула: если человек, который вас критикует, принес вам какие-то деньги, тогда вы эти деньги умножаете на его критику. Если денег он принес «ноль», то его критику вы умножаете на «ноль» и у вас получается «ноль». Мне нравится такой подход.

— Учиться, учиться, учиться… Когда уже стоит начать делать?

Сразу. Допустим, я решила валять цветы. Сколько бы книжек я не прочитала, валять я не научусь. Просто беру и валяю. Когда научилась делать простые цветы, уже перехожу на сложные. Все должно быть поэтапно. И тут же я выставляю их на продажу и учусь как-то продавать. Если у меня нет времени на это, можно воспользоваться специализированными сайтами или услугами специального человека. Но пробовать надо. Возможно, не сразу я найду человека, который станет моим хорошим помощником, но искать надо. Как натренировывается наша сила? Только опытом. Не чтением, не мечтанием, не фантазиями — это может нас вдохновить. Но силу мы приобретаем только с действием. Вспомните про правило 10 тысяч часов. Если вы хотите стать профессионалом какой-то сфере, вы должны потратить на нее 10 тысяч часов. Сейчас очень много сказок и иллюзий, что я что-то сделала и сразу стану знаменитой. Подождите. Стадию мастера и профессионала никто не отменял. Вспомните, не зря наши предки сначала шли в подмастерье и просто жили с этим человеком. Родители бульбой платили только чтобы ты там жил, смотрел на быт и пропитывался этим рассолом. Потом ты наблюдаешь, как этот человек творит. И только потом тебе рассказывали секреты ремесла. Возможно, ты нарисовал себе какую-то картину, как завтра ты проснешься знаменитым. Но послезавтра надо рисовать новую картину и там уже надо мастерство, ведь именно его будут ожидать люди. Поэтому иллюзия, что я вот тяп-ляп сделаю и все будут восхищены, надо убирать из наших мозгов. Трудиться, трудиться, трудиться.

— Как перестать откладывать на завтра и начать делать сегодня?

Слона надо есть по частям. Хочу сделать что-то грандиозное — делаю по чуть-чуть. Сажусь и составляю план: сегодня делаю 10 цветков, завтра — 20, послезавтра сложу их в красивую картину, а послепослезавтра покрою лаком. Да, это план, скрупулезность и вперед. Другое дело, конечно, сколько я наблюдаю творческих людей, они до полуночи ваяют, а завтра к обеду не могу встать, сил нет. Поэтому позаботиться о своем физическом здоровье очень важно. Без хорошего тела, без хорошей энергетики мы не можем творить. Хорошее питание, хорошие физические нагрузки — о себе надо заботиться. И позитивное мышление туда же. Перестать гнобить себя и делать, потому что я это делаю. Творить надо, не стоит от этого отказываться. Быть может, мы и существуем в этом мире, чтобы создавать эту красоту. Вообще без творческих людей многое в этой жизни было бы серое и невкусное.

Вернуться на главную страницу.


Recent Posts from This Journal