?

Log in

No account? Create an account

n_evlushina


Наташа Евлюшина журналист, тексты на заказ


Previous Entry Share Next Entry
Татьяна Войшнис: девушка с лентами
n_evlushina
Статья для журнала "Лукошко идей"
автор Наташа Евлюшина
август 2017 г.

Бросить все и уйти в никуда, потому что так подсказывает сердце — задача по силам лишь немногим. И Татьяна Войшнис одна из них. Несколько лет назад жизненные обстоятельства заставили ее уйти с любимой работы. Но тогда Татьяна еще не знала, что самая-самая любимая работа ждет ее впереди. По законам Вселенной образовавшуюся пустоту жизнь заполнила новым увлечением — вышивкой лентами. Татьяна, которая до этого едва могла пришить пуговицу, начала «выращивать» цветы на подушках и картинах. Сегодня ее шелковая вышивка добралась и до подиума белорусской Недели моды. Мастер говорит: все дело в искреннем желании. Именно оно стимулирует трудиться, делать свою работу хорошо и покорять новые вершины творчества. О первых стежках, преодолении себя и любви к своему делу мы поговорили с Татьяной в ее домашней мастерской.




— Татьяна, вы всегда были творческим человеком?

Да. Я 15 лет проработала в системе образования, и каждый день готовиться к урокам — это тоже творчество. Ты будешь интересен детям только тогда, когда будешь относиться к своей работе творчески, а не только как написано в методичках. Помню в первом классе мы проходили сложную для шестилеток тему «Периметр». Это был совершенно провальный урок. И я никак не могла понять, как легко донести до ребят новую тему. Пока шла домой, мне пришла замечательная идея: надо провести параллель между понятиями «периметр» и «граница», а для это взять географическую карту и показать им границу Беларуси. Ведь периметр — это длина границы любой фигуры. Следующий урок прошел сказочно. Спустя несколько минут периметр был «взят» моими ребятами безоговорочно. Мне кажется, работа педагога — это всегда творчество.

— Как же вы все-таки осмелились взять в руки иголку?

Сначала был тяжелый период ухода с работы. Непросто мне далось это решение, но оно было необходимо, потому что подводило здоровье и я понимала, что больничного будет недостаточно. Полгода я мучилась этим выбором и все-таки ушла, ушла в никуда. В то время даже намека на творчество не было. Я занималась своим здоровьем, а потом спустя какое-то время поехала на море в небольшое украинское село. Там я и познакомилась с чудесной женщиной, увлеченной вышивкой лентами. На стенах ее дома я и увидела очень красивые цветочные картины на обычных вафельных полотенцах. Такие яркие, пестрые и невероятно привлекательные. Хозяйка дома рассказала, что вышивала их атласными лентами. Я рассматривала картины будто завороженная. Такими красивыми они были. Спустя всего несколько дней тетя Оля, так звали мастерицу, дала мне первый и единственный мастер-класс по вышивке лентами. По приезду в Минск я купила все необходимое и начала познавать искусство вышивки самостоятельно. Изначально у меня не было цели зарабатывать. Я понимала, что просто получаю от этого невероятное удовольствие. И параллельно все еще искала работу.



— В какой момент вы поняли, что уже сможете заработать на своем творчестве?

Новую работу я искала не в системе образования, так как мои дипломы позволяли мне это делать. Получив несколько отказов, моему разочарованию не было предела. Этот факт, конечно, меня расстраивал. Как так? Как можно не видеть потенциал в человеке? Мне казалось, что я со всем справлюсь, у меня все получится. Но мне все время очень корректно отказывали. Я приходила домой, брала иглу, ленту и вышивала. Понимала, что меня это успокаивает, мне это нравится. Так почему бы не попробовать этим зарабатывать? Тогда я стала просто усиленно оттачивать мастерство. У меня такой характер: если задаюсь какой-то целью и мне это интересно, я не могу бросить ее на полпути, я делаю это с полной отдачей. Когда я начинала вышивать, для меня было очень важно сразу научиться вышивать розу, а это один из самых сложных цветков. И пока мои розы не стали настоящими, к другим цветам я не приступала. Просто делать что-то на лоскутках ткани мне было неинтересно, поэтому я стала вышивать подушки. И когда у меня дома собралось подушек пять-шесть, я подумала: ну я же не могу складировать их дома? Может, попробовать продавать то, что я делаю? Понятно, что я вообще не представляла как это делать. Одно дело создавать что-то своими руками, а другое — продать это. И еще очень сложно для меня преодолеть барьер, когда ты предлагаешь не просто купить что-то у тебя, а купить то, что ты сделал своими руками. Мне до сих пор очень сложно хвалить свою работу. Не могу хвалить себя, для меня это очень трудно. А результаты на различных ярмарках и выставках говорят сами за себя, после них приходишь домой и хочется делать и делать еще.

— Хвалить не можете для кого-то другого. А как сами относитесь к своим работам?

Мне очень нравится то, что я делаю. Если бы не нравилось, однозначно этим не занималась бы. Если не получать удовольствие от своей работы, то и результата не будет. Да, я очень придирчива. Придирчива именно к качеству своей работы: то кружево не так пришила, то лента не так легла. Но по итогу понимаю, что работа очень достойная. Конечно, переживаю, если что-то идет не так, как изначально задумывалось. В таком случае откладываю эту работу на какое-то время и возвращаюсь к ней чуть позже. И тогда из этой неудачной, на мой взгляд, работы получается что-то совершенно необыкновенное. Каждая новая работа — это новое настроение, новые эмоции, новое дыхание. Я не делаю повторов, мне это неинтересно, скучно становится.



— А с критикой приходилось сталкиваться?

Один случай на самой первой выставке был для меня показательным. Один из покупателей долгое время говорил мне какие-то лестные слова, и мне было это очень приятно слышать. Чуть позже к нам подошла очень приятная пара. Они с интересом рассматривали мои работы, и женщина сказала: «Это не для меня. Я не считаю это красивым». Такой отзыв тогда очень сильно меня огорчил. Первая выставка и получить негативный отзыв всегда очень неприятно. Но сейчас я понимаю, что критика — это нормально, потому что мы все разные, мы по-разному видим красоту, воспринимаем окружающий нас мир. И все не обязаны любить то, что любишь ты, что делаешь ты. Но тогда для меня это было очень болезненно. Я научилась спокойно воспринимать критические замечания и сейчас, мне кажется, я даже не слышу каких-то негативных отзывов.

— Как вам это удается?

Мне кажется, это такое бесполезное занятие — переживать о том, что кто-то что-то сказал о твоей работе негативное. Возможно, человек в этот момент вообще был в плохом настроении и дело не в том, что ему не понравилась твоя работа, а дело в его настроении в тот конкретный момент. От того, что я буду сильно переживать, у человека не изменится мнение о моей работе. Когда ты взрослеешь, ты понимаешь, что на какие-то негативные эмоции не стоит тратить свое время. Потому что в конечном итоге твое настроение передается людям, которые вокруг. Не стоит тратить на это свою энергию. Лучше потратить ее на творчество, но уже с учетом критических замечаний.



— Вы как-нибудь продвигаете свои работы?

Да, в основном на выставках. Когда я начинала, решила сходить на выставку-ярмарку «Радуга», посмотреть, что это такое. Там я познакомилась с чудесным мастером, которая рассказала мне о выставке-ярмарке «Млын». Это все было осенью. Сначала я с интересом изучала всю информацию в интернете о «Млыне». А зимой я уже посетила это масштабное творческое мероприятие. Мне это все показалось таким грандиозным событием! Сама себе сказала: весной я буду здесь в качестве участника. Так и случилось. Я стала трудиться именно на эту выставку. Почему-то решила, что мне надо сделать не меньше 30 подушек, и я их сделала. С выставки я уехала ни с чем — практически все подушки были проданы и это очень льстило. Я поняла, что мне нужно работать в этом направлении и развиваться. То есть заработать своими руками можно. Но при большом и искреннем желании. Вообще в этой жизни, чего бы это не касалось, самое главное — это желание чего-то достичь. Без желания однозначно ничего не будет. Теперь я постоянно езжу на различные выставки. Конечно же, в продвижении своего творчества сильно помогают соцсети. Не могу сказать, что это очень легко. Ведь это не просто выложить удачную фотографию: вот посмотрите, как красиво. А все-таки это целая наука, которую ты постигаешь шаг за шагом.

— Можете дать несколько советов: как вести соцсети?

Не могу сказать, что я следую каким-то правилам. Стараюсь быть настоящей и никогда себя не позиционирую лучше, чем я есть на самом деле. Я пишу от души и от сердца. То, что я в данный момент хочу написать о своей работе, то я и пишу. Бывают моменты, когда совершенно ничего писать не хочется, тогда на своей странице я ничего не показываю. Самое главное именно для меня — это искренность. Если вы будете себя позиционировать искренне, честно и правдиво, и люди будут видеть вас именно такой, какая вы есть на самом деле, а не какой-то придуманный образ, тогда и отдача будет. Однозначно будет отдача. Быть честной — самое важное. Другого просто не дано. Когда говорят: «Я именно такой вас себе и представлял» — человек будет с большим доверием к вам относится и приходить снова и снова. Возможно, маркетологи скажут, что это неправильно, но я думаю, что человеческие качества имеют огромную роль: честность, искренность, правдивость — вы должны быть настоящими. Вот если вы широко улыбаетесь со своей страницы, то человек, который вас встречает, узнает вас именно по этой широкой улыбке.



— Вышивка лентами — это сегодня популярный вид рукоделия?

Очень. По крайней мере, сужу по тем откликам, которые я получаю на выставках. Ведь приходят не только купить работу, многие изучают эту технику, спрашивают про мастер-классы. На недавней выставке ко мне подошла покупательница еще с моей самой первой выставки и сказала: «Вы меня настолько впечатлили своими работами, что я захотела научиться вышивать лентами». Она нашла курсы в Минске, закончила их и сейчас делает очень красивые работы. Мне приятно, что я вдохновила ее на то, чтобы научиться чему-то новому и так достойно это представлять потом.

— А с какими трудностями приходится сталкиваться?

Я тот пример, когда творчество вошло в мою жизнь легко. Оно, видимо, должно было прийти ко мне именно в осознанном возрасте. Я четко осознавала, чего хочу. Поэтому не могу сказать, что были какие-то трудности. Самое сложное — это продавать свои работы и громко заявить о себе. Но это психологический нюанс, который легко лечится, стоит только пойти первый раз на выставку.



— А материалы легко найти в продаже?

Да, сейчас выбор огромен. Эта сфера развивается настолько стремительно, что за три с половиной года, что я занимаюсь вышивкой лентами, открылось огромное количество магазинов, где можно купить любые материалы. Когда-то я пользовалась услугами украинского магазина, потому что в Беларуси было сложно что-то купить. Но сейчас в Минске изобилие всего. Что-то я покупаю в Литве, Польше. Благодаря тому, что моя дочь живет в Турции, я могу покупать замечательные турецкие ленты прямо у производителя, хотя когда-то заказывала их на сторонних сайтах.

— Сам процесс вышивки кропотливый?

Очень кропотливый. Иногда, начиная работать, я вижу результат одним, а он получается другим. Потому что в какой-то момент лента легла как-то неправильно, но мне кажется это безумно красивым. И от этой неправильно выложенной ленты рождается что-то новое и совершенно другое. На мой взгляд, здесь самое главное — не придерживаться какой-то определенной схемы и технических правил, а работать просто от сердца и души. Если лента легла неправильно, но тебе это нравится, оставляй. От этого рождаются очень красивые вещи. Конечно, я много времени провожу за вышивкой, но при этом получаю колоссальное удовольствие.



— В этом году ваша вышивка попала на подиум Belarus Fashion Week. Расскажите об этом событии.

С дизайнером Ириной Сазанович мы знакомы очень давно. Как раз та зимняя выставка, на которую я пришла в качестве посетителя, нас и познакомила. Ира стояла очень скромно, закутанная в теплый платок, но ее куклы не оставили меня равнодушной. Я остановилась, стала разговаривать с Ирой. Потом просто в соцсети общались, встречались на различных выставках, на одной из которых Ира подошла ко мне и говорит: «У меня столько идей в голове! И одна из них, чтобы твоя вышивка была на моих мишках Тедди». Я всегда за. И вот настал момент, когда от Иры раздался звонок, но речь шла уже не о мишках, а о платьях из новой коллекции «Папараць-кветка», которая в мае была представлена на белорусской Неделе моды, а в июне на Европейском балу на солнечной и гостеприимной Мальте. Мне, конечно, это все очень лестно и приятно. Я безумно рада, что у нас все совпало, и моя вышивка пришлась по душе не только самому дизайнеру, но покупателям.

— Вышиваете подушки, картины. Что еще?

Сейчас очень тесно сотрудничаю с мастером Татьяной Рабец. Она шьет сумки, а я вышиваю для них декор. После показа коллекции, безусловно, занимаюсь декором одежды и даже ремонтом, потому что с помощью вышивки можно изящно исправить дырки и любимая вещь приобретает новую жизнь. Делаю броши, браслеты в стиле бохо, игольницы, в свадебный сезон подушечки для колец, а зимой — мешочки для подарков и т.д.



— Есть какая-то безумная идея, которую хочется воплотить?

Легче говорить о том, что уже реализовано. Идея создания своей школы вышивки кажется мне вполне реализуемой. Надеюсь, что все получится, и я смогу рассказывать об этом уже как о случившемся факте.

Вернуться на главную страницу.

Recent Posts from This Journal